Солярий — солнце, на котором нет пятен
- 13.02.2009, 14:56
- Здоровье, Инсоляции, Исследования, Научные данные, Научные факты, Солярии, Технологии, Физиология, Физиотерапия
- Просмотров: 643
- Добавить комментарий
«Откуда у тебя такой шикарный загар?» — нередко интересуемся мы у знакомых. И в качестве ответа гораздо чаще, чем название престижного курорта, слышим слово «солярий». Так уж получилось, что именно в XX веке человечество прочно усвоило: загар — признак здоровья, благосостояния и успеха. В самом деле, стали бы вы тратиться на загар, если бы не знали о том, что он не только красив, престижен, сексуален, но и полезен? Конечно, нет.
Самым первым на огромные возможности светолечения обратил внимание Гиппократ. Было это еще в V веке до н.э., и с той поры светотерапия (фототерапия) продвинулась настолько далеко, что взяла на вооружение источники света куда более безопасные и эффективные, чем природные. В первую очередь речь идет о соляриях. До их изобретения принятие солнечных ванн в лечебных целях практиковалось довольно широко, однако зависело от климатических особенностей местности, времени года, финансовых возможностей пациента (ведь далеко не каждый найдет средства отправиться во исполнение рекомендаций лечащего врача на Лазурный берег!). Солярий сделал загар достижимым в любое время года, свел к минимуму его отрицательные последствия и максимально увеличил последствия положительные, приблизил источник живительного света к каждому дому. «Век загара» — так без преувеличений можно назвать последнее столетие.
Этот век берет отсчет с 1920-х годов, когда знаменитой Габриэль Шанель довелось путешествовать на яхте герцога Вестминстерского из Парижа в Канны. Легендарная Коко, законодательница мировой моды, первой ощутила на себе прелесть загара. С ее легкой руки мода на бронзовато-смуглый цвет кожи вытеснила былые представления об аристократической бледности. Тела представителей высшего света усеяли средиземноморские пляжи, терпеливо вбирая яркое и притягательное обаяние солнца.
В 70-е всеобщая неграмотность в вопросах загара привела к массовой фобии и спросу на солнцезащитную косметику. Именно тогда были исследованы пагубные последствия злоупотребления солнечными ваннами. И именно тогда началось производство современных соляриев — высокотехнологичных и безопасных. Фредерик Вольф, изобретатель искусственного загара, может по праву гордиться своим детищем: аппараты становятся год от года все совершеннее, их качество и безопасность для здоровья строго контролируются государственными инстанциями, а спрос на них в Европе и США неумолимо растет.
Но не будем забывать, что до изобретения солярия главным источником фототерапии оставалось Солнце. Его иррадиация (излучение) далеко не однородна по составу, более того, часть составляющих солнечного спектра не достигает Земли, проходя через космический и озоновый «фильтры». Инфракрасные волны (длина волны более 700 нм) составляют почти 49% солнечных лучей, достигающих Земли. Воздействие этих лучей — сугубо тепловое. Видимая часть солнечного спектра (400-700 нм) — красный, желтый, зеленый и фиолетовый цвета, придающие окружающему нас миру специфическую окраску. Их доля в солнечной иррадиации — 46%. Невидимая часть солнечного спектра (200-400 нм) состоит из гамма-лучей, космических и рентгеновских лучей, а также трех форм ультрафиолетового излучения.
Из всего изобилия невидимых лучей нас интересуют лишь две формы УФ-излучения, применяемые в соляриях, — ультрафиолет А (UVA, 320-400 нм) и ультрафиолет В (UVB, 290-320 нм). UVB-лучи более интенсивны, но обладают меньшей проникающей способностью, поэтому их передозировка чревата ожогами и долговременными необратимыми повреждениями кожи. UVA имеют длинноволновую природу, и их воздействие носит более щадящий характер: они глубже проникают в кожу и не вызывают ее повреждения. Однако природа не знает дозировок и понятия «норма» как такового: при естественном загаре практически все его отрицательные последствия (от обычных солнечных ожогов до рака кожи) связаны с избытком UVB-излучения. Впрочем, передозировка UVA тоже небезопасна для здоровья: она ведет к возникновению феномена фотостарения — утончению кожного покрова, который становится похожим на пергамент, образованию больших складок и морщин. Иными словами, опасны не те или иные виды УФ-излучения сами по себе, а их длительное нерегулируемое и неконтролируемое воздействие.
Когда обыватель уверяет, что «ультрафиолет вреден», он прав в такой же степени, в какой справедливы утверждения о вреде сахара или соли. Опасности, таящиеся в ультрафиолетовом излучении, — это как раз довод в пользу соляриев, где соотношение UVA и UVB тщательно отрегулировано и безвредно для организма в отличие от естественных солнечных ванн. Более того, в солярии физиотерапевт или дерматолог, прошедший специальную подготовку, в состоянии подобрать вам индивидуальный режим процедур, исходя из особенностей вашей кожи и общего состояния здоровья. И еще один довод: опасность, грозящая озоновому слою атмосферы, сильно снижает его фильтрационное воздействие, делая загар в солярии безопасной и приемлемой альтернативой самоистязанию на субтропическом пляже.
Впрочем, довольно о минусах ультрафиолетового излучения. Настал черед рассказать о его плюсах.
Естественно, разрабатывая и проектируя солярии, медики и инженеры ориентировались на уже изученные свойства солнечного излучения. Это ультрафиолетовое излучение вызывает в коже фотохимические реакции, а они в свою очередь улучшают приток крови к коже и ее питание, ускоряют обмен веществ и кровообращение, облегчают дыхание кожного покрова, стимулируют потоотделение и растворение жировых отложений. Ультрафиолет выступает как мощный иммуномоделирующий фактор, регулирует минеральный обмен в организме, успокаивает нервную систему.
Ультрафиолетовое излучение — главный источник синтеза витамина Д. Оно заставляет кожу продуцировать сначала провитамин Д, а затем и сам витамин, ответственный за формирование и восстановление костной ткани, усвоение организмом кальция и фосфора. Ежедневная потребность организма в витамине Д, по подсчетам медиков, удовлетворяется за 15 минут ультрафиолетовой иррадиации. Однако следует учитывать, что 15 минут — это средний показатель. На его величину в каждом конкретном случае влияют возраст, экранирование Солнца, время года и суток, степень загрязнения окружающей среды, географическая широта. Поэтому чем севернее вы живете, чем более насыщен промышленными объектами ваш город, чем больше ваш возраст и т. д., тем больше ваша потребность в загаре. Надо сказать, что прием витамина Д вместе с продуктами питания (яичный желток, сливочное масло, печень трески и т. д.) решает проблему гораздо менее эффективно, чем естественный синтез: перечисленные продукты, обладая высокой жирностью, оказывают отрицательное воздействие на сердце, почки, мышцы и т. п.
По данным научных исследований, наличие витамина Д напрямую влияет и на подверженность раковым заболеваниям, препятствуя образованию раковых клеток в человеческом организме. Особенно это касается рака молочной железы и рака толстой кишки, которые встречаются в богатых солнцем южных регионах гораздо реже, чем на промышленном севере.
Ультрафиолетовое излучение воздействует непосредственно на кожный покров, поэтому его лечебно-терапевтические эффекты особенно ясно видны при использовании светотерапии для лечения кожных заболеваний. Угревые высыпания (особенно юношеские), чешуйчатый лишай кожи, себорея и себорейное воспаление кожи, гнездная алопеция (очаговое выпадение волос), альбинизм и т. п. — вот далеко не полный перечень дерматологических недугов, при которых показано ультрафиолетовое облучение.
Наконец, не будем забывать и о нервной системе. Светолечение очень эффективно при комплексном лечении анемии и неврозов различного генезиса. Наиболее характерный пример — сезонные аффективные расстройства (депрессии), сокращенно SAD. Подверженность этому недугу связывают с недостатком нейромедиатора серотонина, участвующего в передаче нервных импульсов. Напротив, концентрация другого вещества — гормона шишковидной железы мелатонина, нагоняющего сонливость, — при сезонных депрессиях нарастает. Степень секреции обоих веществ зависит от солнца: чем больше света, тем выше уровень серотонина и ниже концентрация мелатонина. Иными словами, любому больному SAD показаны светотерапевтические процедуры, которые, как правило, назначаются в солярии, потому что пик заболеваемости падает на осень, когда продолжительность светового дня резко сокращается.
Мы познакомились с УФ-излучением ровно настолько, чтобы рассказать о механизме работы солярия. В наше время даже ребенку известно, что приятный смуглый оттенок человеческой коже обеспечивает вырабатывающийся в процессе загара меланин. Каким образом происходит его выработка в солярии?
UVB-излучение, как мы помним, обладает более высокой энергетикой и скоростью, то есть заставляет кожу вырабатывать меланин, а UVA-лучи окисляют его, а далее пигмент равномерно разносится по различным слоям кожи. Загар, вызванный UVA, менее устойчив, но более безопасен, хотя при чересчур интенсивном применении он может вызвать фотостарение.
В современных соляриях дозировка UVB строго ограничена и контролируема: этих лучей ровно столько, чтобы сделать образование меланина более быстрым и устойчивым. Излучение спектра UVA, доминирующее в солярии, призвано смягчить действие излучения В, сделать распределение меланина по кожному покрову оптимальным, равномерным. Из всего спектра ультрафиолета А разработчики современных соляриев предпочитают волны длиной более 340 нм: их использование снижает опасность ожогов в сотни раз. Именно такое отношение к различным видам ультрафиолета и делает современный солярий более безопасным, чем обычная солнечная ванна.
Убедиться в этом можно достаточно просто. Загар, полученный на свежем воздухе, имеет красно-коричневый оттенок. Так вот, красноватые пятна — итог воздействия UVB, повреждающего кровеносные сосуды и вызывающего приток крови из них к пораженной зоне. Нормальный загар (бронзово-коричневый) вы получаете в солярии, и не вполне справедливо называть его «искусственным». Вам что, «искусственно» вводят в кожу «искусственный» меланин? Нет, просто создаются идеальные условия для возникновения естественного загара — без ожогов и травм.
«А фотостарение?» — спросите вы, вспомнив об отрицательных сторонах UVA-излучения. Избавиться от риска фотостарения можно не только за счет регулировки и контроля режима загара, но и при помощи препаратов на основе гиалуроновой кислоты. Они обладают как сугубо косметологическим действием, так и препятствуют фотостарению за счет восполнения и поддержания нормального водного баланса, стимулирования регенерации кожи, противовоспалительного и противомикробного действия, улучшения трофики тканей и микроциркуляции.
Современный солярий — это не отдельно взятая «волшебная лампа», а высокопрофессиональная студия загара с передовой аппаратурой, позволяющей регулировать продолжительность и режим процедур, с широким ассортиментом специальной и лечебной косметики, с индивидуализированными показаниями специалистов — косметологов и дерматологов. Посетите нашу студию загара и оцените затем перед зеркалом качество полученного загара. Воистину вы сразу вспомните, что даже на Солнце бывают пятна, но на коже посетителя профессионального солярия — никогда!
Об авторе
Прокомментировать
Граватары -- небольшие аватары, которые могут быть использованы на множестве сайтов. Вы можете бесплатно получить свой граватар прямо сейчас!